РАЗРАБОТКА АКТУАЛИЗАЦИИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Работа добавлена на сайт HoTren.ru: 2015-07-04


РАЗРАБОТКА АКТУАЛИЗАЦИИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Калиничук С.А, Шевченко А.Н., Шевченко Д.А.

Украина, АР Крым, г. Симферополь 2015г

 

Аннотация. Резкое падение уровня здоровья молодежи, в связи с ухудшающейся социально-экономической и экологической обстановкой нашего региона подчеркивает необходимость формирования мотивации студентов ВУЗов к занятиям физической культурой.  Статистические показатели позволяют сформировать у студентов собственное отношение к здоровью, как к фундаменту личностных ценностей, определяющему дальнейшую их жизнедеятельность.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, мотивация, студенческая молодежь.

 

   ВВЕДЕНИЕ                     

   Отношение студентов к физической культуре и спорту, а также к ведению здорового образа жизни – одна из актуальных социально-педагогических проблем. Физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов потребностью, не превратилась в интерес личности.

   В настоящее время одной из важнейших педагогических проблем вузов является необходимость формирования устойчивого интереса студентов к занятиям физической культурой. Это в первую очередь связано с резким падением уровня здоровья молодежи, который определяется ухудшающейся социально-экономической и экологической обстановкой нашего региона.

   Поддержание работоспособности и здорового состояния – важное условие успешной учебы и последующей профессиональной деятельности студентов.

   В связи с этим огромное значение приобретает исследование структуры мотивационной заинтересованности в занятиях физической культурой студенческой молодежи, а в последующем поиск путей ее повышения.

   Цель исследования – изучить интересы и потребности учащейся молодежи в сфере физической культуры и спорта, ведению здорового образа жизни.

Предметом исследования является развитие мотивационных основ к занятиям физической культуры у студентов, формирование мотивации к занятиям физической культурой у студентов для укрепления собственного здоровья.

Для достижения поставленной цели решали следующие задачи:

1)    выявить особенности мотивационной структуры по отношению к занятиям физической культурой.

2)    определить субъективные (с помощью анкет) показатели физического здоровья студентов;

   Методы исследования

   Решение поставленных задач достигалось использованием:

   анализа социологической и  педагогической литературы, научных материалов, публикаций и периодической печати по проблеме исследования;

   изучением и обобщением педагогического опыта;

   анкетированием, интервьюированием студентов;

   индивидуальных и групповых бесед.

   В результате изучения, анализа и обобщения научно-методической литературы по теме исследования установлено, что в основе возникновения мотивов физкультурно –спортивных занятий лежат как потребности и объективные условия жизни, так и внутренняя позиция самой личности.

   Формирование мотивации к  обеспечению здоровьем должно базироваться на двух важных принципах: возрастном и деятельном. Первый принцип свидетельствует: воспитание мотивации необходимо начинать с раннего детства. Второй принцип утверждает: мотив здоровья необходимо создавать посредством оздоровительной деятельности в отношении себя, то есть формировать новые качества путем упражнений. На этом принципе была основана вся социальная эволюция человечества и стиль здоровой жизни, который можно определить рядом мотивов.

Мотивация самосохранения. Формирование этого мотива сводится к тому, что человек не делает то или иное действие, так как оно угрожает его здоровью и жизни.

   Мотивация подчинения этнокультурным требованиям. Формирование мотива: человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить с его членами в гармонии. На протяжении длительной социальной эволюции общество отбирало полезные привычки, определяя тем самым систему защиты от неблагоприятных факторов. Все это передавалось из поколения в поколение в виде требований или традиций определенного этноса.

   Мотивация удовлетворения от здоровья. Эта простая мотивация формируется  так: «Ощущение здоровья приносит мне радость, и поэтому я делаю все, чтобы испытывать это чувство».  Это формирует интерес к систематическим занятиям танцами и физической культурой, а со временем эти занятия переходят в привычку, которая обязательно будет приносить удовольствие, поскольку результатом будет не только хорошее настроение, но и физическое совершенствование. Важно не перестараться в этом.

   Мотивация самосовершенствования. Эта мотивация существенна для выпускников нашего вуза, поскольку необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов быть успешным!

   Мотивация маневренности. Здоровый человек может менять профессии, перемещаться с одной климатической зоны в другую, он ощущает себя свободно, независимо от внешних условий.

   Мотивация возможности сексуальной реализации. Сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья. А как важно быть сексуально привлекательными! А если ты молод, это очень важно.

   Мотивация достижения максимально возможной комфортности. Формирование: «я здоров, меня не беспокоит физический и психологический дискомфорт».

   Случаи, когда семь мотиваций являются одинаково значимыми, встречаются крайне редко и если они все же есть, это говорит о повышенном беспокойстве, что тоже не является здоровьем [4].

   Для выявления предпочтений студентов в сфере физической культуры и спорта, а также  отношения к собственному здоровью и физической культуре как средству его поддержания намим проводилось социологическое исследование. Для определения мотивов к занятиям физической культурой и отношения к ней как средства поддержания здоровья были составлены 2 анкеты,  7 вопросов закрытого типа, 6 вопросов, которые выявляют отношение к здоровью. Число респондентов –350 студентов. Результаты подсчитаны в процентах.

   Результаты опроса студентов разных годов обучения, о влиянии субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих их к самостоятельным занятиям и к активной физкультурно-спортивной деятельности, приведены в следующей таблице 1.1. Физкультурная активность обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемых им удовольствие. Не случайно, видимо, в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получение удовольствия от самого процесса физкультурной активности [2].

   Данные в таблице свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов побудителей в мотивационной сфере студентов от младших курсов к старшим. Значимой причиной психологической переориентации студентов является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности. Студенты старших курсов более критично оценивают содержательный и функциональный аспекты занятий, их связь с профессиональной подготовкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                   Таблица 1.1.

Субъективные факторы, влияющие на мотивацию в % от 100% опрашиваемых.

Курс

Удовлетворение

Соответствие эстетическим       вкусам

Понимание  личной значимости занятий

Понимание значимости занятий  для коллектива

Понимание общественной значимости занятий

Духовное

обогащение

Развитие познавательных способностей

1

57,8

51,7

37,6

34

30,9

13,2

12,9

2

50,1

23

24

22,8

21,3

10,4

9,8

3

43,1

30,4

17,5

14,1

12,6

5,6

7,1

4

16,8

21,9

8,3

9,6

7,4

3,1

6,2

 

                                                                                                                                   Таблица 1.2.

Отношение студентов к здоровью и роли физической культуры для его поддержания

              Ответ %

Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Желаете заниматься физической культурой?

     50,23

         24,43

           25,34

Считаете ли Вы что обладаете здоровьем?

      35,29

         26,24

          38,46

Является ли для Вас здоровье ценностью?

      98,19

           0

            1,8

Делаете ли вы что-нибудь для поддержания собственного здоровья?

       36,65

          47,6

           15,75

Вы посещаете занятия по физической культуре для укрепления здоровья?

       43,89

          46,15

            9,95

Имеете ли Вы цель, связанную со своим здоровьем, достижению которой способствуют занятия физической культурой

 

 

        64,25

 

 

          33,48

 

 

           2,26

 

Из таблицы 1.2 видно, что опрашиваемые в той или иной мере задумываются о здоровье и как средством его поддержания отмечают физическую культуру.

   ВЫВОДЫ

   1.Если мотивы, побуждающие к самостоятельным занятиям, сформировались, то определяется цель занятий физической культурой, может быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, выполнение различных тестов, достижение спортивных результатов.

   2.Интерпретация  информации, полученной посредством анкетирования, может быть самой различной, но главная ее ценность  заключается в том, что статистические показатели помогут сформировать у студентов свое отношение к здоровью  как социальной ценности в режиме системной, комплексной и целенаправленной работы.

   3. В современном обществе остро стоит вопрос формирования осознанной потребности в занятиях физической культурой, ведении здорового образа жизни. В то же время педагогическая наука испытывает недостаток в средствах и методах формирования ценностного отношения к физической культуре в системе высшего образования, так как в ввиду отсутствия контроля со стороны семьи, ежедневных оценок учёбы студенты, особенно иногородние, получают больше мнимой свободы. Поэтому перед вузом стоит задача заниматься не только оздоровлением студентов, развитием их физических качеств, но и созданием условий формирования способствующей этому среды, направленных на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни. Особенно остро стоит этот вопрос в процессе образования студентов вузов, поскольку именно в этом возрасте происходит самоопределение, выбор идеалов, примеров для подражания и как следствие закладывается фундамент для формирования тех ценностей личности, которые будут определять дальнейшую жизнедеятельность студентов[3,1]. Потенциальные возможности физической культуры настолько велики, что способны стать основой при решении самых сложных задач в нашей жизни.